Ученые смогли восстановить «кардиостимулятор» сердца

Новые исследования показали, что небольшая процедура из области генной терапии сможет «запустить» внутренний «кардиостимулятор сердца человека». Это поможет обойтись без электронных имплантатов и хирургических операций, которые требуются для их установки.

Исследования в этой области проходили несколько лет и дали неоценимые знания. Ученые поняли, что клетки тканей сердца, которые не способны сокращаться, можно превратить в кардиомиоциты, тоесть клетки со способностью к сокращению. Синусо-предсердный узел – это 10000 клеток, которые задают ритм сокращения остальным кардиомиоцитам. В случае остановки этого механизма, который задает ритм работы всему сердцу, клетки-кардиомиоциты сокращаются вразнобой. Неорганизованная работа ведет к неровному биению сердца, либо к полной его остановке.

Исследователи Института сердца медицинского центра Cedars-Sinai Лос-Анджелеса выяснили, как можно «перезапустить» естественный кардиостимулятор сердца. Ученые вияснили, что ген Tbx18 активизируется в клетках синусо-предсердного узла, когда формируется эмбрион. Целью экспериментов было внедрение гена Tbx18 в ткани искусственного сердца. Эти эксперименты прошли весьма удачно. Для того, чтобы это осуществить, ученые вставили код гена Tbx18 в вирус, который ввели в искусственно выращенное сердце. Эдуардо Марбан в статье в журнале Nature Biotechnology сказал, что сердце, зараженное этим вирусом, начало биться прямо в чашке Петре на столе в лаборатории.

В эксперименте, в генетическом превращении, использовались желудочковые клетки, одни из трех, наиболее распространенных типов клеток нашего сердца. После инфицирования клетки кардинально меняли свой внешний вид, приобретая характерную клиновидную форму. Такое превращение не являлось временным, а сохранялось даже после того, как исчезал вирус Tbx18. Ученые установили, что такие изменения постоянны и эту методику можно использовать при лечении заболеваний, которые вызвало уменьшение количества клеток синусо-предсердного узла.

Эдуардо Марбану со своими коллегами возлагают довольно большие надежды на данную методику. По их словам, этот способ лечения станет хорошей альтернативой использованию электронных кардиостимуляторов-имлантатов.